Книга (на английском), «Мессия в Коране и последнее время». Обращена больше к христианам, но и мусульмане могут узнать много интересного. Перевод предисловия, комментарий от Миха Йованович. Автор книги шейх Имран Хосейн.
Миха Йованович — христианский эсхатолог, который также имеет квалификацию специалиста по христианскому герметизму. Он изучал философию в Сорбонне в Париже, а также свободно говорит по-гречески. Он посвятил себя обучению и наставлению своих студентов как в изучении, так и в запоминании Евангелий в соответствии с православной традицией посредством правильного понимания символов и знания традиционной евангельской экзегетики. Он проживает во Франции, и с ним можно связаться по адресу micha.jovanovic@gmail.com
И Иоанн сказал в ответ: Учитель, мы видели, как именем Твоим бесов изгоняли; и мы запретили ему, потому что он не следует с нами. И сказал ему Иисус: не запрещай ему, ибо кто не против нас, тот за нас.
Люк 9. 49-50
Несколько лет назад я позвонил своему другу доктору Владимиру Павичевичу, чтобы сообщить ему такую новость: пойдемте к исламоведу, шейху, который только что выступил с обращением к православным христианам. Мой друг, посол Союзной Республики Югославии при Организации Объединенных Наций в годы войны, является одним из тех, кто в одиночку против враждебного мира и без чьей-либо помощи столкнулся с неумолимым предприятием по уничтожению народа. В обращении шейха мы впервые услышали речь, которую так отчаянно ждали годами: ту, которая могла бы предотвратить абсурдную войну на Балканах. Сегодня я считаю, что эта речь шейха Имрана, если она ничего не могла сделать для спасения единства и братства славянских народов европейского континента, является частью еще большей борьбы: онтологической
борьба, которая должна завершиться в конце времен.
Когда мы встретили шейха Имрана Хосейна, он рассказал мне о фигуре в Коране, Хидре, и дал мне его описание, объяснив его важность. К моему удивлению, эта фигура в Коране имеет все атрибуты Православного Христа: его животворящее качество, символизируемое зеленым цветом, его двойственное природа, символизируемая слиянием двух вод, природа веры, символизируемая скалой, Его правление над Церковью, символизируемое в Коране лодкой, набирающей воду, и которая относится к обетованиям бедствий, которые должны испытать истинные верующие. пройти, обещания, которые Христос дал своим ближайшим ученикам. Можно также предположить фонетическую близость между словом Хидр и словом Христос. Не имея права говорить о Коране, мой ум, разум православного христианина, нашел в нем поразительный отголосок моей веры.
Далее мы говорили об исламской эсхатологии и христианской эсхатологии. Для читателя, незнакомого с этим понятием, эсхатология — это третья дисциплина христианского богословия, та, которой руководит Святой Дух. Это наука пророков. Двумя другими дисциплинами богословия являются собственно богословие и сотериология. Собственное богословие характеризуется в православии отрицательным образом (по-гречески апофатически): говорить о Боге есть молчание, состоящее в очищении себя в Боге и в отвержении всякого представления о Нем. Тот, кто председательствует над этим, есть Отец, Бог в его трансцендентной неприступности и непознаваемости. Эта негативная теология призвана напомнить верующему, что он ничего не знает о своем Создателе и что спекуляции о Нем запрещены.
Мистическое невежество — основное и постоянное состояние православного христианина. В этом он отличается от католика, который воображает, что может знать Бога так же хорошо, как Бог знает Себя.
Второй дисциплиной богословия является сотериология (наука о спасении), вера в то, что Бог любит нас и желает нам добра, нашего освобождения. Эта дисциплина состоит в исчерпывающем знании божественных посланий и обязанностей верующего через Писание и историю народа Божьего.
Другое ее название — христология, потому что ею руководит Христос, тот, кто все проявил, все повторил и все совершил. Сотериология, или христология, как наука о божественных посланиях и их применении, состоит в чтении и запоминании Писаний, их постоянном размышлении, их любящем соединении (монахи иногда говорят о «манипулировании Словом»).
Эсхатология, опять же, помимо изучения конца времен, включает в себя руководство общиной и духовную проницательность.
Эсхатологию часто понимают как интерпретативную дисциплину. Однако излишняя забота является его болезнью. Многие лжепророки, верящие в обнаружение знамений или
клеймо зверя, наконец, превратили пророческое искусство в гротеск, низведя его до уровня обычной политической или научной фантастики.
Правильный метод — обратиться к текстам Священных Книг, и в особенности к словам Христа или к его жизни. В самом деле, поскольку Христос играет центральную роль в событиях конца времен, лучше всего говорил Он Сам. Однако в Евангелиях Иисус, кажется, уклоняется от сведений о событиях последнего времени. Мы покажем здесь, что это не так.
Эсхатология и весть о возвращении Христа в Евангелиях
Евангелия, и в особенности Евангелие от святого Иоанна, есть книга принципов. Его первое слово, «in arche» по-гречески или «in Principio» по-латыни, дает ключ к правильному чтению: каждое из описанных в нем событий, как и каждое слово, произнесенное Христом, имеет принципиальное значение, применение которого бесконечно. . Сразу проиллюстрируем эту гносеологию тем, что нас здесь касается: возвращение Христа точно описано в восьмой главе четвертого Евангелия:
Иисус пошел на гору Елеонскую. А рано утром опять пришел в храм, и весь народ пришел к нему; и он сел и учил их. И привели к Нему книжники и фарисеи женщину, взятую в прелюбодеянии; и когда они поставили ее посреди, говорят Ему: господин, эта женщина взята в прелюбодеянии, в самом акте. Моисей в законе повелел нам побивать таких камнями, а Ты что скажешь? Это они говорили, искушая его, чтобы обвинить его. Но Иисус, наклонившись, писал перстом на земле, как будто не слыша их. Когда же продолжали спрашивать его, он поднялся и сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И снова он наклонился и написал на земле. Услышавшие же, будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди. Иисус, приподнявшись и не увидев никого, кроме женщины, сказал ей: женщина, где твои обвинители? разве никто не осудил тебя? Она сказала: «Нет, Господи». Иисус же сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Ин 8.1-11
Теперь наивный читатель увидит в повествовании, что я только что рассказал историю женщины, застигнутой в прелюбодеянии. Это событие действительно имело место, и касалось оно в первую очередь страдающей женщины, грешницы, имени которой мы не знаем. Тем не менее христианское богословие, будучи тройственным, помимо буквального смысла, который здесь моральный, мы должны искать онтологический смысл и эсхатологическое значение.
Эсхатологическое значение, которое нас здесь интересует, заключается в следующем: эта история повествует о возвращении Христа в конце времен. После своего Вознесения на Елеонскую гору (Деяния Апостолов 1:4-12) Иисус вернется утром нового дня. Он придет в Иерусалим и сядет в храме на месте судьи, и все народы придут к нему на суд. Тогда демоны, знающие все наши грехи, и те, чей порок состоит в том, чтобы обвинять нас в них, будут судиться с нами. Иисус пишет на земле. Первый раз относится к его первому пришествию, когда, придя в образе агнца, он учил со смирением. Но демоны и его люди не слушали его. Во второй раз Он придет в силе, и обвинители рассеются, как дым ветром. Что означает эта точность: «от старших до последних»? Мы символически отождествляем сначала демонов («старших») и людей, присягнувших демонам («последних»). Что означает последняя фраза Христа «иди и впредь не греши»? Если в буквальном и нравственном прочтении оно означало настоятельную рекомендацию, повеление этой женщине уважать своего мужа и божественный Закон, то в эсхатологическом прочтении это предложение следует понимать как благодать, которую Бог даст людям, достойным рая, благодать, которая будет заключаться для них в вечной жизни без греха.
Это описание возвращения Христа идеально согласуется со всем, что шейх Имран Хосейн объяснял в течение многих лет и что находится в Коране.
Но здесь я хотел бы призвать читателя поискать в Евангелиях другие рассказы о возвращении Христа. Итак, я предлагаю один, с объяснением того, каким должен быть антихрист.
В Евангелии от Матфея в четвертой главе мы находим сообщение об искушении Иисуса в пустыне. Все это повествование следует соотнести с кораническим повествованием о восстании Иблиса. В Коране ангел света, Люцифер, отказывается склониться перед человеком, которого Бог представляет ему. Но в рассказе об искушении Христа мы находим тему земного поклона: это дьявол предлагает Иисусу поклониться ему, и в конце мы видим, что ангелы, кроме дьявола, приходят служить Иисусу. Читателю потребуется немного проницательности, чтобы понять, как здесь Коран и Евангелие сочетаются и гармонично дополняют друг друга. Я больше не буду говорить на эту тему. Однако позвольте мне дать свою эсхатологическую интерпретацию повествования.
Затем Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от дьявола. И когда он постился сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И когда пришел к нему искуситель, он сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Тогда дьявол берет его в святой город и сажает на вершине храма,
И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься ты ногою Твоею о Тебя камень.
Иисус сказал ему: еще написано: не искушай Господа Бога твоего.
Опять возносит его дьявол на весьма высокую гору и показывает ему все царства мира и славу их; и говорит ему: все это дам тебе, если ты падешь и поклонишься мне. Тогда говорит ему Иисус: отойди, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда дьявол оставляет его, и вот, ангелы пришли и служили ему.
Мэтт 4.1-11
Правление антихриста будет стремиться подражать правлению Христа, оскверняя его святость:
Когда придет антихрист, он поддастся трем искушениям, открыто преклонившись перед дьяволом. Тогда божественный Дух покинет его и его последователей, он будет покинут ангелами, и его жизнь прекратится, когда он увидит Христа во славе.
Три стадии пришествия антихриста.
1. Чудо хлеба. На макрокосмическом уровне вся планета будет поражена технической возможностью накормить весь мир. Эта техническая возможность сопровождается материалистической мыслью, которую мы отождествляем с социализмом и сциентизмом. На микрокосмическом уровне мы увидим, как поселенцы въезжают на бесплодную землю и хвастаются тем, что превратили ее в плодородный сад. В истории Государства Израиль это соответствует периоду кибуца. Применительно к римскому законодательству, являющемуся колониальным законом, необходимо было иметь возможность выдвинуть повышение ценности пустынной земли. Действительно, колониальный закон предоставляет владение землей тому, кто получает от нее наибольшее богатство.
2. «Повергнись». Второй этап пришествия антихриста есть десакрализация мира, всеобщее расколдовывание, низвержение все значения. То, что было на вершине цивилизации, вера, справедливость, красота, верность, семья, община, уважение к своему слову, честь, а для нас, следовательно, и Христос, все будет считаться варварским и устаревшим. Религиозные лидеры будут довольствоваться разговорами о социальных проблемах и личном счастье, что соответствует пустой духовности. В то же время на уровне Государства Израиль величайшие раввины будут введены в заблуждение сионизмом, который представляет собой использование всего спекулятивного гения Людей Книги в интересах политического проекта. Мы отождествляем этот период с тем периодом, когда евреи всего мира будут стремиться совершить свою алию, вернуться в Израиль, лишив гоевских народов подлинного выражения своей духовности и расцвета своего мировоззрения. Эта цензура интеллекта является главной характеристикой так называемой информационной эры.
3. Третий период состоит из свободного и просвещенного выбора зла, равнодушия к несправедливости, систематического выбора лжи и иллюзии. Этот период шейх Имран называет Pax Judaica. Народы подчинятся сионистскому единству ради комфорта и согласия в обмен на обещание познать весь мир и насладиться его сокровищами. В это время единственными туристами будут те, кто получил начертание зверя, а туризм станет высшим символом свободы. Французский писатель Николя Бонналь отмечает, что в Библии первым туристом является сатана. В книге Иова он говорит Богу, что скитался туда-сюда по белому свету:
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: от хождения по земле и от хождения по ней.
Работа 1.7
Само собой разумеется, что если мы пытаемся заставить текст говорить аллегорически или как фигуру речи, необходимо иметь критерий и предел интерпретации. В христианской традиции критерием и пределом является «кафоличность» («соборность» по-славянски).
Предупреждаем всякого, кто употребляет термин «католик» как имя собственное и приписывает себе (и только себе, как личности или группе) титул католика: он совершает противоречие in adjeto. Действительно, западные христиане, называющие себя католиками, могут сделать это только ценой пагубного искажения значения этого слова. «Католический» Катхоликон означает «всем». Это целое, из которого состоит часть. Именно соборность исправляет и утверждает мнение одного человека.
Для западного верующего критерием истины является один человек, Папа Римский, чье слово непогрешимо. К точке, что предусмотрено, что Папа иногда сам по себе является «католиком»! Абсурд сверх всякой меры!
Для православного верующего критерием истины является целое, братская община и, в принципе, взгляд брата, когда он устами произносит истину, которую мы приняли и зачали. Таким образом, взгляд антихриста обязательно должен быть взглядом одноглазого человека, который видит только одним глазом: недостающий глаз принадлежит брату!
В жизни Христа роль брата, свидетеля истины, критерия мессианства играет двоюродный брат Иисуса: Иоанн Креститель.
Однако самым примечательным фактом об Иоанне Крестителе является то, что он не был и никогда не был христианином. Когда он захотел креститься от Христа, Христос отговорил его:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Но Иоанн запретил ему, сказав: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Потом терпел его.
Мэтт. 3:13-15. Что это значит и почему это важно для нас?
Мы верим, что так задумал Господь, потому что придет время, когда верующий, одинокий и изолированный в своей стране, живущий в мире без общества, найдет во взгляде и слове своего далекого брата, чужака, проявленная любовь Божия и подтверждение истинности жизни в Боге.
Православному верующему, как и всякому истинно верующему, будет очень полезна книга нашего друга Шейха Имрана. Он найдет в ней работу ученого друга, слова, которые подтвердят истинность его собственной веры, укажут на ее пределы и предложат путь, чтобы созидать и идти в любви в последней битве за дело Божье. Что касается меня, то, несмотря на все, что мне было сказано, я не нашел ничего противоречащего православной вере в стихах Корана, в которых упоминается Иисус. В том числе и те, которые как бы противоречат тому, что характерно для православной веры, Богу в трех лицах. Бог мудр, и Он знает, что делает. И Он — Мастер выражения истины.
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко.
Аминь